Дом, который построил Зельман: как UFC и WWE оказались под одной крышей
512 дня назад 0 комментариев
В апреле 2023 года Endeavor Group, владеющая UFC, объявила об объединении крупнейшей ММА-лиги планеты с лидером индустрии профессионального рестлинга WWE в компанию TKO Group стоимостью около $21 млрд. Рассказываем о том, с чего это началось и к чему, скорее всего, приведет.
КТО ВЫ, МИСТЕР МОРРИС?
История Endeavor Group берет начало аж в 1898 году, когда немецкий еврей Зельман Мозес эмигрировал в США, основал офис в Нью-Йорке и под именем Уильям Моррис стал заниматься подбором талантов для водевиля.
Дело Зельмана продолжил его сын Уильям Моррис-младший, со временем агентство переключилось на актеров немого кино и представляло интересы таких звезд того времени, как Чарли Чаплин и Мэй Уэст, а офис компании переместился в Беверли-Хиллз. В 1949 году William Morris Agency поглотило Berg-Allenberg Agency и стало крупнейшим в мире агентством талантов.
До конца 20 века оно разрослось до статуса гиганта индустрии, строило отели, продюсировало фильмы и представляло уже интересы не только актеров, но и музыкальных коллективов (Rolling Stones, The Byrds), и даже рекламировало избирательную компанию 38-го президента США Джеральда Форда.
Офисы WMA открывались по всему миру, но в 1975 году сразу пять крупных агентов решили покинуть William Morris Agency и основать собственную компанию – Creative Artists Agency (CAA), которая со временем перерастет WMA, однако сыграет значительную роль в создании нового титана индустрии.
ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ
В 1995 году уже опытный и известный на тот момент голливудский агент Ари Эмануэль основал вместе с тремя партнерами в Беверли-Хиллз Endeavor Talent Agency.
Дело было так: Ари, Рик Розен, Том Стриклер и Дэвид Гринблатт, которые были ведущими телевизионными агентами в ICM Partners, тоже втайне сговорились и решили основать собственное агентство. Как только руководство ICM прознало об этом, все четверо были немедленно уволены, но уже на следующий день зарегистрировали Endeavor.
Любопытный факт: узнало руководство ICM об этом оригинальным способом: вечером охранник позвонил тогдашнему председателю Джеффу Бергу и сообщил, что в офис компании кто-то проник и подогнал автомобиль к грузовому лифту. К полуночи председатель и директор агентства прибыли на место и обнаружили, что офисы всех четверых агентов-перебежчиков обчищены. Позже на записях с камер видеонаблюдения увидели, как помощник Гринблатта таскает папки с документами в машину.
В течение следующих нескольких лет Endeavor переманивало агентов из других компаний, главным образом из уже упоминавшейся выше Creative Artists Agency (CAA), и росло как на дрожжах, среди прочих представляя интересы таких актеров, как Адам Сэндлер, Бен Аффлек, Кристиан Бэйл, Мэтт Дэймон, Хью Джекман, Джуд Лоу, Саша Барон Коэн и Чарли Шин.
После 2006 года, опять же, благодаря переманиванию агентов комедийный отдел Endeavor пополнился именами Джека Блэка, Джоны Хилла и Бена Стиллера, из режиссеров агентство работало с Гильермо дель Торо, Базом Лурманом, Дэнни Бойлом и Робертом Родригесом.
Тем не менее, конкурировать с такой мощью, как CAA, им было сложно, и в 2009 году Endeavor объединяется с главным ветераном индустрии William Morris Agency, новое агентство получает название William Morris Endeavor, а у руля встают Ари Эмануэль и Патрик Уайтселл, что принесло им статусы суперагентов, главных инфлюенсеров и бизнесменов года.
Любопытный факт: брат Ари по имени Рам в это время успешно развивал политическую карьеру и был старшим советником Билла Клинтона, в дальнейшем – главой администрации Барака Обамы, мэром Чикаго и послом США в Японии. Как писало издание The New Yorker, Ари и Рам – редкостные болтуны, которые совмещают заискивающую манеру общения со свирепым характером.
КОРОЛЬ ВЕРНУЛСЯ
Теперь немного отвлечемся, просто чтобы разложить все в понятную схему и подивиться иронии судьбы.
1. Как мы уже написали выше, Creative Artists Agency основали перебежчики из William Morris Agency.
2. Также в WMA некогда начинал свою деятельность в качестве агента некий Тед Эшли, и он тоже решил в итоге работать на себя.
3. В 1955 году Эшли основал International Famous Agency и переманил к себе бывших коллег из WMA.
4. В 1975 году в результате слияния агентства Эшли и Creative Management Associates получилась компания ICM Partners.
5. ICM Partners порождает Ари Эмануэля и Ко, которые уходят, создают Endeavor, вытягивают лучших агентов из Creative Artists Agency и за счет этого растут.
6. Endeavor сливается с William Morris Agency в крупнейшее в мире агентство талантов, то есть история зацикливается: перебежчики из WMA создали главных его конкурентов, а вместе с тем – мощности, которые вернули WMA на пьедестал.
НАШИ ДНИ
Сегодня это уже медиахолдинг с огромными возможностями и по-прежнему главный конкурент CAA. В 2014 году WME за $2,4 млрд выкупило агентство моды и спорта IMG Worldwide, преобразовавшись в WME-IMG (позже было переименовано в Endeavor Group), и с тех пор контролирует огромное количество профессиональных спортсменов. В том году в CAA работало 1,5 тыс. человек, а у WME-IMG было уже 4,5 тыс. сотрудников.
Особый отрыв в соперничестве между ними наметился после 2017 года, когда стало известно, что CAA активно участвовало в сокрытии домогательств небезызвестного Харви Вайнштейна, что сильно ударило по репутации агентства. Однако компанию этот скандал не потопил, и в 2022 году она усилилась, купив самого мелкого из “большой четверки” агентств ICM Partners за $750 млн.
Любопытный факт: Ари Эмануэль послужил прототипом для персонажа Ари Голда в сериале “Красавцы” (2004-2011) и фильме “Антураж” (2015) – в обоих случаях его роль исполнил Джереми Пивен, интересы которого когда-то представлял Эмануэль.
Фактически на сегодняшний день в сфере поиска талантов все выглядит так: три главных гиганта – Endeavor Group, CAA и UTA (United Talent Agency) – конкурируя со стриминговыми махинами вроде Netflix по всей планете массово скупают и подминают под себя все, что производит любой контент – кинокомпании, спортивные организации, развлекательные шоу и конкурсы, писателей, артистов всех мастей, художников, музыкантов, спортсменов и так далее. Покупаемые компании перестраиваются, объединяются и разъединяются так, как это удобно хозяевам.
Покупка UFC и WWE и дальнейшее объединение их в одну организацию стало просто очередным этапом в этом процессе.
Новую компанию возглавит генеральный директор Endeavor Ари Эмануэль; 77-летний миллиардер Винс Макмэн, вокруг которого только поутихли секс-скандалы, по-прежнему будет командовать в WWE, а Дэйна Уайт, недавно победивший в чемпионате по пощечинам со своей женой, останется на должности президента UFC.
Любопытный факт: Винс Макмэн ушел с поста председателя WWE в июле 2022 года, когда стало известно, что он заплатил $12 млн четырем женщинам за молчание о предполагаемых домогательствах или изменах с его стороны. Сам он все обвинения отрицал. Когда стало известно о продаже WWE, Макмэн сменил совет директоров и якобы пригрозил заблокировать любую сделку по продаже, если он не будет в ней участвовать.
Почему WWE, а не, например, BKFC? Масштаб не тот. Но у последней есть хороший потенциал составить им компанию где-нибудь в будущем. Пока что BKFC, хоть и является крупнейшей лигой кулачных боев в США, не выращивает собственных звезд и не показывает впечатляющих рейтингов, хотя темпы роста и перспективы у нее солидные.
Аудитории WWE и UFC в странах Северной Америки во многом пересекаются, и у рестлинга в этом плане намечается кризис: отчеты последних лет показывают, что фан-база WWE стареет, у юных поклонников фриковых конфликтов сейчас обширный ассортимент других развлечений: поп-ММА во всех его ипостасях, лиги кулачных боев, чемпионаты по лещеванию, хайповый бокс, будь то поединки блогеров или показательные выступления ветеранов, и так далее.
В то же время и в UFC уже, мягко говоря, далеко не 2018-й: во многом из-за изменившейся политики раскрутки бойцов и утечки спортсменов в другие лиги сегодня продать больше 1 млн PPV способен только все тот же Конор, ну и, возможно, Бонс. Первый уже больше ходячий мем, который все никак не дойдет до октагона, а второй собирается завершать карьеру.
До сих пор боссам было на это плевать, потому что, как мы писали ранее, лига теперь получает фиксированную сумму за каждый турнир и меньше зависит от рейтингов, но в 2024 ей нужно начать переговоры с ESPN о продлении контракта, а прирост аудитории ESPN+, ради которого платформа начала транслировать UFC, в последнее резко замедлился. Очевидно, что UFC, как и WWE, необходима хорошая встряска.
Любопытный факт: на WWE претендовали такие титаны, как Fox, Disney, Netflix, Amazon, но Endeavor Group обошла их – во многом благодаря тому, что уже давно работает с WWE и владела UFC, аудитория которого пересекается с аудиторией WWE.
ЧЕГО ЖДАТЬ?
Больше развлечений и меньше спорта. Надо понимать, что Endeavor Group – это не братья Фертитта, которые могли вкладываться и на чистом энтузиазме. Новых хозяев интересуют только деньги. Мы уже это наблюдаем: создание TKO Group завершится только в конце 2023 года, а Дэйна Уайт, всегда критиковавший фрик-бои, уже переобулся – несколько месяцев пытался всеми силами затащить Тайсона Фьюри в клетку, а теперь вцепился в возможность проведения поединка миллиардеров Илона Маска и Марка Цукерберга.
«Цирк – это когда бойцы ММА выступают в боксе. Маск против Цукерберга – это самый большой бой в истории мира»
– Дэйна Уайт –
Кроме того, пошла речь о возвращении в октагон Ронды Раузи, которая сейчас на контракте WWE – а там и до Брока Леснара недалеко.
То есть сейчас, когда UFC нужно набирать рейтинги, чтобы впечатлить ESPN, боссы налегают больше на зрелище, чем на спортивную составляющую. В октагоне тем временем идет затяжная череда “жидких” кардов, в которых на один-два интересных боя приходится десяток посредственных.
Любопытный факт: на протяжении практически всей истории Endeavor, UFC и WWE у этих трех совершенно разнородных компаний была одна точка соприкосновения – Дональд Трамп. Трамп, будучи миллиардером и медийной личностью, помог Zuffa в начале 2000-х: когда у ММА была дурная репутация и этот спорт запрещали во многих штатах США, он разрешил проводить турниры UFC в своем казино. Параллельно Трамп принимал участие в шоу WWE и сегодня числится в Зале славы организации. В 2015 году WME выкупила у Трампа компанию Miss Universe Organization, которая проводит конкурсы красоты “Мисс Вселенная”, “Мисс США” и “Юная Мисс США”, а также связанный с ними контент.
Также некоторые эксперты, изучающие рынок профессионального рестлинга, предполагают, что теперь намного больше звезд UFC будет стремиться попасть в WWE и за счет своей известности будет затмевать звезд рестлинга, что, по их мнению, плохо скажется на этой отрасли.
После анонса слияния о переходе в WWE заговорили, например, Конор Макгрегор, Генри Сехудо, Аманда Нуньес, Колби Ковингтон и Бо Никал, а также менеджер Исраэля Адесаньи заявил, что его подопечный не прочь когда-нибудь выступить там.
Это просто логично для любого звездного спортсмена, который не хочет покидать большую сцену, но уже не тянет высшую лигу ММА. В WWE тоже нужно тренироваться и есть большой риск получения травмы, но зато нет ни допинг-контроля, ни убийственной сгонки, ни соперника напротив, который пытается тебя покалечить, а гонорары могут быть даже выше, чем в UFC.
Даже если совместных турниров мы не увидим, в любом случае какого-то кроссовера в обозримом будущем не избежать – хотя бы потому, что WWE транслируется на канале Peacock в США, а UFC – на ESPN, так что обоим брендам выгодно светиться в трансляциях друг у друга, охватывая большую аудиторию.
Автор: Umbra
комментарии к новостям