Мальчик для битья: почему бойцы все чаще ссорятся с UFC из-за денег
821 день назад 1 комментарий
“Мы платим бойцам столько, сколько им полагается”, – заявил Дэйна Уайт в недавнем интервью. “Сколько полагается” – это сколько? Из чего складывается зарплата бойцов организации и почему в последнее время стало настолько много контрактных разногласий?
ЭТО ДРУГОЕ
Учитывая финансовые отчеты UFC, по подсчетам западных СМИ, промоушен отдает спортсменам в качестве зарплаты около 17,5% дохода. Эта цифра и является ключевым камнем преткновения в спорах бойцов с организацией: в наше время крупнейшие спортивные лиги США, такие, как NFL и NBA, выплачивают спортсменам порядка 50% дохода.
В мае финансовый директор Endeavor (владеет UFC) Джейсон Лубин, обсуждая с инвесторами достижения компании, заявил, что эти сравнения некорректны.
«Мы считаем, что правильным будет сравнение с другими отдельными видами спорта – такими, как PGA Tour, F1, NASCAR и ATP. Посмотрите на их спортсменов – им платят точно такой же процент от дохода лиг, как и в UFC»*
– Джейсон Лубин –
Забавно, что Лубин выбрал именно эти малопопулярные направления, ведь в бойцовском бизнесе напрашивается куда более уместное сравнение – с боксом, который также опирается на PPV и телевизионные трансляции, в то время как в той же ATP (теннис) многие турниры вообще проводятся на некоммерческой основе. Тем не менее, ATP, как и PGA Tour (гольф), обязались в 2022 году делить половину доходов между своими спортсменами.
Кроме того, ни в гольфе, ни в теннисе игроков не обязывают подписывать эксклюзивные долгосрочные контракты с массой ограничений. Турниры просто проводятся каждый сезон, и участники либо заявляются на них, либо нет.
Каким образом при такой же системе трансляций один звездный боксер умудряется за один поединок заработать в пять раз больше, чем целый кард номерного турнира UFC? Дело в том, что в боксе, хоть он и опирается на те же столпы, другой принцип распределения доходов.
Например, в судебном процессе “Ли против Zuffa” финансовый директор Top Rank Дэвид Лопес заявил, что промоушен выплачивал следующий процент от всех доходов своим бойцам:
2013 год – 67%;
2014 год – 68%;
2015 год – 69%;
2016 год – 80%.
Согласно финансовым отчетам, представленным в иске “Golden Boy против Эла Хеймона”, компания Оскара Де Ла Хойи выплачивала:
2014 год – 64%;
2015 год – 62%;
первое полугодие 2016 года – 56%.
Очевидно, что такое сравнение для боссов UFC еще более невыгодно. И все же, на наш взгляд, промоушен ближе к NBA, чем к боксу. И вот почему: в боксе просто не существует гигантских лиг на 600+ бойцов со своими рейтингами и чемпионами. Такие парни, как Флойд Мейвезер, создают собственные компании (Mayweather Promotions), организующие турниры, и взаимодействуют/конкурируют с промоушенами, в которых сами приобрели популярность (в его случае – Top Rank Боба Арума). На рынке постоянно появляются новые игроки и идет борьба за таланты, что выгодно для всех сторон.
Любопытный факт: организовывая свои бои, Мейвезер забирает 50% от всех PPV-доходов сверх гарантированного гонорара, прописанного в контракте, и получает деньги с каждого билета, каждого лого и вообще всего, что вы видите на экране**.
ВЕЧНАЯ ЛОТЕРЕЯ
Итак, из чего складываются основные (связанные непосредственно с боями) доходы бойцов UFC?
Прежде всего, это, конечно, эксклюзивные контракты, которые гарантируют спортсменам выплаты за каждый бой и определенное количество поединков в год, накладывая при этом существенные ограничения.
И даже здесь для спортсменов все не так уж просто: практически у всех бойцов (кроме чемпионов и главных звезд) гонорар складывается по системе 50/50 – в случае поражения ты получаешь только половину от того, на что рассчитывал.
Учитывая, что на таком уровне даже сильнейший боец может проиграть в любой день (судьи, травма в бою, проблемы со здоровьем, плохая акклиматизация и другие форс-мажоры), единственная стабильная крупная сумма, на которую можно рассчитывать – это гонорар за выход в клетку. Это то, что тебе выплатят точно (если сделаешь вес), то есть деньги, на которые ты можешь планировать свою жизнь до следующего поединка. Что есть еще?
«Весь мой гонорар за бой с Рено вылетел в трубу. И за выход, и за победу. Думаю, по крайней мере 98% из $200,000 – это расходы на подготовку, так что повезло, что я получила бонус, если честно. Серьезно, это все стоит дорого. Плюс еще налоги, 70% гонорара ушло сразу, осталось 30%, которые я потрачу на покупку органической пищи, снаряжения и всего остального, что необходимо, чтобы лагерь прошел хорошо. Все это дорого»
– Миша Тэйт –
Спонсоры
В 2021 году истек шестилетний спонсорский контракт UFC с Reebok и на смену ему пришла трехлетняя эксклюзивная сделка с производителем экипировки Venum.
Всего компания Reebok, по неофициальной информации, заплатила промоушену $70 млн, из них только $39,4 млн за это время получили бойцы в качестве спонсорских. В случае с Venum ситуация примерно такая же: половину прибыли организация забирает себе, что стало одной из причин оттока спортсменов.
Рекламироваться на Showtime (Bellator) не так престижно, как на ESPN (охват в 3 раза меньше), но мелкие компании не могут позволить себе громадную многолетнюю сделку с UFC, поэтому готовы платить спортсменам из других лиг хорошие деньги за то, чтобы их лого засветились в трансляциях бойцовских шоу. А турниры плей-офф PFL транслируются на ESPN, что очень привлекательно для спонсоров. Так и получается, что парни вроде Шейна Бургоса, увидев суммы в спонсорских контрактах, говорят, что за один бой в PFL заработают столько же, сколько за несколько в UFC.
Любопытный факт: Энтони Петтис за реванш с Ковбоем на UFC 249 получил $330,000 вместе со спонсорскими ($155,000 + $155,000 + $20,000). В PFL ему платят $750 тыс., не считая спонсорских, плюс шанс выиграть $1 млн по итогам сезона.
Бонусы вечера
Некоторые спортсмены дерутся зрелищно и зарабатывают на бонусах, к тому же сейчас промоушен вообще взял сомнительную моду периодически (на свое усмотрение) выдавать бонусы россыпью всем или большинству бойцов каждого карда, победивших досрочно.
Это, конечно, выручает, но полагаться на щедрость боссов нельзя: во-первых, бонус они могут и не дать, как бы ты ни победил. Например, на недавнем шоу UFC on ESPN 40: Santos vs. Hill промоушен выдал 3 бонуса за лучшее выступление, но среди получателей не оказалось Кори Маккенны, хотя она первая в истории UFC женщина, победившая удушением Вон Флю. Во-вторых, тренироваться, содержать семью и планировать жизнь надо всегда, а всегда побеждать только зрелищно невозможно.
Тут есть яркий пример: Нэйт Диас. До самого боя с Конором Макгрегором он, будучи уже ветераном и бывшим претендентом на пояс, получал какие-то смехотворные гонорары. Пока ему капали бонусы, он не задумывался об этом, но когда вышел на поединок с Рафаэлом Дос Аньосом с травмами и слил в одну калитку – посчитал доходы и начал говорить о том, что больше не хочет драться. За следующий бой с Майклом Джонсоном Диас получил $20,000 + $20,000, но вместе с бонусом и доплатой Reebok вышло $110,000. Если бы не последовавший апсет в поединке с Конором, Диас не так уж и много заработал бы за свою зрелищную карьеру.
«Выступая в UFC, я содержал семью благодаря множеству бонусов, которые получил, а не благодаря гонорарам. Выплаты за бои скорее позволяли мне продолжать выступать, а жили мы на бонусы»
– Джереми Стивенс –
Еще один аспект: в 2009 году на UFC 106: Ortiz vs. Griffin 2 боссы вдруг расщедрились и в качестве эксперимента выплатили бойцам по $70,000 бонусами. Пользователи Reddit подсчитали, что это примерно $96,682 в пересчете на сегодняшние деньги с учетом инфляции.
С тех пор было еще несколько разовых повышений, но в целом стандартная сумма бонусов не меняется уже 16 лет, а $50,000 сейчас и тогда – это совершенно разные деньги.
«Гребаные бонусы в $50,000 в течение двух десятилетий. Типа, какого хрена? Стоимость компании растет на гребаные миллиарды долларов, а мы все еще застряли на бонусных чеках в $50,000? Людям пора проснуться»
– Люк Рокхолд –
Сделка с Crypto
Новый тип бонусов появился в 2022 году: фанаты сами путем голосования определяют, кому достанутся $30,000, $20,000 или $10,000.
Здесь та же проблема, что и с обычными бонусами: например, на недавнем UFC 277 Деррик Льюис получил $10,000 от фанатов, а Сергей Павлович, победивший его за 55 секунд – только свой стандартный гонорар.
Вдобавок UFC проводит обычно до 13 PPV-турниров в год, то есть фан-бонусами бойцам будет выплачиваться до $780,000 ежегодно. Но сумма 10-летнего контракта, по имеющейся информации, составила $175 млн, а спортсмены получат максимум $7,8 млн и при этом теряют возможность самостоятельно рекламировать что-либо на экипировке. Так что это не бонус, а скорее убыток.
«Они забрали деньги из моего кармана, по крайней мере миллион долларов. У нас было конкурентное предложение от Coinbase, но когда стало известно о контракте с Crypto, мне пришлось от него отказаться. Что я получил от этой сделки с Crypto? Ничего»
– Фрэнсис Нганну –
Выплаты в раздевалке
Доплаты бойцам от промоушена, которые не прописаны в контракте и никак не фиксируются. Это тоже отличная поддержка для спортсмена, так как они еще и не облагаются налогами (что крайне важно в некоторых штатах США), но, опять же, это не тот доход, на который можно полагаться, когда планируешь будущее своей семьи.
«Чек за хорошую работу, то есть ‘чек в раздевалке’ или ‘деньги из почтового ящика’, как мы их называли. Конечно, хорошо получать его, но эти деньги не прописаны в контракте и не гарантированы, на них нельзя рассчитывать, все зависит только от UFC»
– Энтони Петтис –
Петтис при этом подтвердил, что получал много таких чеков, в том числе дважды – после боев с Беном Хендерсоном и Гилбертом Мелендесом – суммы превысили миллион долларов. Ариэль Хельвани говорил, что, по словам Дэниэла Кормье, ему тоже докидывали миллион долларов как-то раз.
Любопытный факт: в 2014 году Лиото Мачида получил от Дэйны Уайта жирную доплату за победу над Тито Ортисом. На тот момент Уайт и Ортис публично конфликтовали уже несколько лет. Официальный гонорар Мачиды составил $100,000, сумму в чеке от Дэйны он разглашать не стал, но сказал, что это были “хорошие деньги”.
PPV и прочие мелочи
Процент с PPV – это реально большие деньги, заветная цель каждого бойца UFC, но и он капает только чемпионам и главным звездам номерных кардов. Опять же, как и в случае с другими выплатами, промоушен сам решает, с кем хочет делиться PPV, а с кем нет.
В частности, Холли Холм говорила, что не получила процентов, когда дралась с чемпионкой Рондой Раузи. Тогда Дэйна заявил, что чтобы претендовать на кусок от PPV, Холм должна провести защиту титула. С другой стороны, когда Андерсон Силва дрался с Ником Диасом в 2015 году, они оба получили свои проценты, хотя ни один из них не был чемпионом на тот момент. Нэйт Диас тоже имеет долю с PPV, а у него никогда не было поясов.
О каких суммах речь – мы можем только догадываться, потому что UFC никогда не разглашает эту информацию, но официальный гонорар бойца может быть превышен в разы.
В 2020 году один из свидетелей-экспертов в антимонопольном иске бойцов против UFC (да, дело еще не до конца умерло) Хэл Сингер привел такую схему выплат бойцам***:
$200-400 тыс. – по $1 с каждой трансляции;
$400-600 тыс. – по $2 с каждой трансляции;
$свыше 600 тыс. – по $2,5 с каждой трансляции;
Эта схема, однако, не подтверждается фактами: на UFC 229 было продано 2,4 млн трансляций, официальный гонорар Конора Макгрегора составил $3 млн, но с процентами он заработал около $50 млн. При этом когда в 2016 году турнир UFC 202 разошелся тиражом в 1,65 млн PPV, Макгрегор получил $3 млн официальный гонорар и $3,1 млн с трансляций.
В отчете Сингера говорится, что “Небольшое количество бойцов высшего уровня получает компенсацию, основанную на продажах PPV. Эти бойцы обычно получают фиксированную сумму за продажу PPV, которая может кратно увеличиваться по мере увеличения общего количества проданных трансляций”.
Любопытный факт: бойцы UFC (по крайней мере, рядовые) ничего не имеют с использования собственного имени и внешности во многих проектах – например, в видеоиграх серии EA Sports UFC. В 2018 году Кайан Джонсон сообщил о том, что EA заплатила ему и еще нескольким бойцам за помощь в создании анимации, но переговоры о том, кто из персонажей появится в игре, UFC ведет с девелопером самостоятельно, не обсуждая ничего со спортсменами и ничего им не выплачивая****.
ШОУ ПО ПОДПИСКЕ
Может ли UFC, компания, цена которой растет с каждым годом, позволить себе поднять гонорары бойцов до уровня бокса? Вряд ли.
Медиа-гигант Disney, владеющий ESPN, с сегодняшнего дня, 23 августа, поднимет стоимость подписки на сервис спортивных трансляций ESPN+ в США сразу на 43% – $6,99 до $9,99 в месяц. Годовая подписка подорожает с $69,99 до $99,99.
В августе 2020 и 2021 годов стоимость подписки повышалась на $1 за месяц.
Цена на PPV-карды UFC также неуклонно растет:
февраль 2005 – $29,95;
апрель 2005 – $34,95;
2006 – $39,95;
февраль 2009 – $54,99;
*в период с 2009 по 2015 годы один турнир – UFC 168: Weidman vs. Silva 2 – продавался по цене $59,99;
2015 – $59,99 – теперь за все PPV;
2018 – $64,99;
2021 – $69,99;
2022 – $74,99.
Все это сказывается на потребителях, но едва ли сильно влияет на доходы UFC. Как мы писали ранее, с 2019 года в промоушене поменялась вся система доходов: теперь лига получает фиксированную ставку за каждое шоу.
Это повлекло за собой два больших изменения.
– Обязательное наличие звездных бойцов в кардах номерных турниров – уже не главный приоритет для компании, так как UFC гарантированно получает около $20 млн за каждое PPV-шоу. Такие парни, как Макгрегор, по-прежнему выгодны, потому что ESPN PPV доплачивает UFC при превышении определенного порога трансляций, но в целом это уже не вопрос выживания.
Поэтому сегодня мы наблюдаем процесс “разжижения” PPV-кардов. Хотите за 70 баксов посмотреть шоу, которое возглавили женский бой и муховесы? А заметили, что матчмейкеры по-тихому в последний момент поменяли местами бои Марчин Тыбура – Александр Романов и Люси Пудилова – Янан Ву на UFC 278? Тяжеловесов убрали в прелимы, а женский бой – в платный кард уже после того, как многие фанаты заплатили по $74,99, что вызвало негодование в соцсетях.
– Теперь именно официальные контракты – основная статья расходов организации. Поэтому UFC просто не может прописать Джону Джонсу (и кому угодно еще) гарантированный гонорар в 15 млн: в отличие от контрактной суммы, процент с PPV он получит из кармана ESPN, а не из тех $20 млн, которые платформа выплатит промоушену.
В 2013 году в интервью Bleacher Report***** Лоренцо Фертитта, объясняя повышенные расходы промоушена, заявил, что с турниров UFC получают зарплаты “больше тысячи человек”. В те времена, повторимся, система была другая: UFC, в отличие от NFL или бокса, не получал выплат от телеканалов и брал на себя 100% затрат на организацию турниров и маркетинг.
Но есть и такой момент: UFC пришлось потратить кучу денег, прокладывая путь для ММА на Западе, по которому другие промоушены прошли вслед за ним. И до сих пор экспансия обходится компании недешево.
«Кроме того, мы строим спорт. Нам пришлось открывать офисы в разных странах мира, работать над тем, чтобы законы были приняты в штатах на всей территории США и Канады»
– Лоренцо Фертитта –
Помимо целой армии инвесторов, которые хотят видеть деньги, сегодня на UFC висит огромная инфраструктура: это и Performance Institute за $14 млн, где спортсмены могут бесплатно тренироваться, лечиться и работать с диетологами, и USADA, работа которой целиком оплачивается промоушеном, и подразделения в разных странах (например, UFC Russia) – все это определяет мощь компании на рынке, но в то же время требует колоссальных затрат, так что тягаться с той системой, которая сложилась в боксе, им не по силам.
ЗАЛОЖНИКИ СИСТЕМЫ
Подведем итоги: единственный стабильный источник дохода для бойцов UFC – это только то, что написано в контракте (причем только сумма за выход) и скромная доплата от спонсоров. Все остальное зависит от удачи и от боссов и раздается щедрой хозяйской рукой лишь чемпионам и небольшой кучке отличившихся спортсменов. Из 24-26 бойцов карда половина проиграет и получит 50% от того, на что рассчитывала, 4 получат бонусы и, может быть, кому-то еще вручат конверт в раздевалке – можно ли при таком раскладе, скажем, взять дом в ипотеку?
Проблема в том, что бойцы все это видят: видят, что в других лигах денег меньше, а платят больше, что боссы просто забирают у них значительную часть доходов и строго ограничивают контрактами.
При этом сам промоушен выбирает стабильность и, перейдя на систему гарантированных доходов с шоу, буквально вынужден ссориться со спортсменами за каждый контракт. В последнее время эту тему поднимали не только звезды вроде Фрэнсиса Нганну, Джона Джонса и Хорхе Масвидала, но и молодые проспекты – Пэдди Пимблетт и Шон О’Мэлли.
Все это уже сейчас приводит и будет приводить в дальнейшем к еще большему оттоку таких талантов, как Шейн Бургос, Кори Андерсон и другие. Наиболее логичный в финансовом плане сегодня путь для спортсмена – это засветиться в UFC, попасть в топ (или даже стать чемпионом) и уйти в более мелкую организацию или другой спорт, чтобы зарабатывать там на имени. Многие топы откровенно демонстрируют пренебрежение и публично просят UFC уволить их, если их не устраивает положение дел в организации – Нэйт Диас, Джош Эмметт, Колби Ковингтон – все это говорит о том, что от прежнего пиетета к UFC у самих спортсменов не осталось и следа.
Любопытный факт: забавно, что Дэйна Уайт дал два интервью подряд – в первом заявил, что бойцам платят ровно столько, сколько должны, а во втором – посетовал на то, что промоушен упустил Шейна Бургоса… Вот такая мгновенная карма.
По мнению Дэйны Уайта, большие гонорары идут бойцам только во вред, потому что они теряют “голод” и дерутся раз в год. В сложившихся условиях это действительно так. В боксе, даже если ты стал чемпионом мира, у тебя впереди еще много поясов, которые можно собрать, плюс там больше дивизионов и можно драться с чемпионами, умножая наследие.
UFC не устраивает Гран-при, редко проводит супербои и абсолютно не заинтересован в кросс-промоушене, так что у бойцов здесь может быть только две цели – заработать денег и назваться лучшим в мире. При этом бойцовский век короток, у подавляющего большинства спортсменов есть окно лет в 5-7, чтобы держаться на пике формы и зарабатывать, поэтому нельзя винить их в том, что они, отказываясь от амбиций, идут туда, где больше платят.
Пока что Уайту удается компенсировать отток молодняком из TUF и Contender Series , но когда начнут уходить по-настоящему большие звезды, UFC придется что-то менять в этой системе, так как в нынешних условиях ММА-титан просто не сможет поглощать конкурентов целиком вместе с бойцовскими контрактами, как это было в начале 2000-х.
*Источник: bloodyelbow.com
**Источник: Bleacher Report
***Источник: sportskeeda.com
****Источник: bloodyelbow.com
*****Источник: Bleacher Report
Автор: Umbra
комментарии к новостям
van-van
UMBRA как всегда в теме на 100%, респект