Шамиль Сулейманов: “Весогонку нельзя отменять, ни к чему хорошему это не приведет”
2031 день назад 0 комментариев
Руководитель ACB GYM Cанкт-Петербург, региональный директор Truth Sport Management и специалист по физической подготовке Шамиль Сулейманов в эксклюзивном интервью ответил на вопросы о весогонке и проблемах менеджмента в ММА.
— Почему считается, что весогонка это не очень хорошо для здоровья?
— Я считаю, что весогонку нельзя отменять, потому что ни к чему хорошему это не приведет. В этой игре всегда будут какие-то правила и будут люди, которые постараются эти правила нарушить, обойти, искать какие-то лазейки.
В данном случае мы можем только создать наиболее благоприятные условия для бойцов. С моей точки зрения, это — добавить несколько новых весовых категорий. Будет больше чемпионов, дивизионов и возможностей для спортсменов.
Есть еще один момент — надо учиться. Нашим тренерам на постсоветском пространстве стоит понять, что их схемы не работают. Один-два раза – может быть, но на третий-четвертый организм дает сбой и просто отторгает. Так они своими руками сокращают спортивную жизнь бойцов — скажем, с десяти лет до пяти. Очень серьезный урон здоровью.
Проблема в том, что некоторые тренеры, может, и пытаются помочь, но у них нет знаний и, с их слов, времени на то, чтобы учиться, тоже нет. Потому что они выполняют десять функций, которые не должны выполнять. В некоторых случаях это возможно, но все зависит от человека. Если это Фирас Захаби со степенью в философии, то, вполне вероятно, работать так ему по силам. Но если человек пришел только со спортивной базой и опирается на один какой-то шаблон – ему будет очень тяжело. А экспериментировать с чужим здоровьем и жизнями — не самое лучшее дело, на мой взгляд.
— А сколько человек может гонять безопасно, и есть ли разница между девушками и парнями?
— Сколько можно гонять — это очень субъективно. Необходимо максимальное количество информации по бойцу. Начиная с подкожного состава тела и уровня гормонов, инсулина, глюкозы, витаминов, от возраста и географических поясов, в которых он проживает, психологического состояния.
По поводу мужчин и женщин — безусловно, разница есть. Начиная с гормонального фона; психологическое состояние тоже очень важно. Есть еще такие моменты, которые не учитывают некоторые тренеры и новоиспеченные диетологи: один и тот же продукт может по-разному влиять на мужчину, женщину и беременную женщину, на людей до, скажем, 45 лет и после.
— Как понять, какой продукт конкретно тебе не подходит?
— В первую очередь, надо учиться у тех, у кого уже есть определенный накопленный опыт. Такие люди всемирно известны, и в этом нет ничего постыдного. Также — опыт, который накапливается в процессе работы. И очень важно то, что называют интуицией. Важны и намерения человека. Если спортсмен не станет с вами одним мясом и одной костью, ему будет тяжело с вами работать.
— Можешь вспомнить провалы в своей карьере, когда боец не смог попасть в вес и поединок срывался?
— Из недавнего прошлого — печень Хабиба. Ну и, пожалуй, все. Я смотрю на все это проще: обычный процесс, сбой может быть вызван чем угодно. Организм очень сложно обмануть, и в стрессовых ситуациях он может просто захлопнуть двери. И каждый раз это может происходить по абсолютно иной причине.
— Какие еще функции в российской практике обычно приходится выполнять тренерам?
— Маркетолог, имиджмейкер, менеджер, PR-агент — все что угодно. Некоторые сами на себя взваливают эту ношу, потому что считают, что могут все сами. У меня немного другой подход, и люди это чувствуют.
У меня очень простой принцип. Если не ошибаюсь, это были слова Стива Джобса: он набирал людей, которые лучше него разбираются в чем-то, и давал им возможность работать. У меня в команде очень сильные тренеры, эти люди одержимы своей профессией, и мы работаем сообща. За основу мы взяли систему подготовки Джорджа Сент-Пьера, вокруг которого постоянно находилась группа специалистов. Я лично знаком с Джорджем и его тренерским штабом.
Почему именно они? Потому, что GSP на протяжении десяти лет бил всех, кто поднимался в его весе на первое место, и делал это так, как они обещали сделать это с ним. Он дрался на их поле и побеждал их же оружием. Для меня это показатель профессионализма, и это говорит о том, что у них есть система. Вот что необходимо нам всем, чем бы мы ни занимались.
И мы стараемся их систему перенимать. Заключается она в том, что мы просто окружаем вниманием своего спортсмена и каждый занимается своим делом. Моя задача как главного тренера — создать комфортные условия для остальных, дать им расправить крылья.
— За сколько дней до соревнований можно согнать 10 кг с 80 кг до 70 кг, 27 лет?
— Одна из основных ошибок наших спортсменов заключается в том, что они в последние несколько дней сгоняют очень много веса. Создают стресс, шок для своего организма психологический и физический, дефицит колоссальный. И забывают при этом, что потерянное надо восстановить.
Мы стараемся, если временные рамки позволяют, гонять три месяца. Многие удивятся, но это так. Это оптимальный вариант. Бывали случаи — гоняли 15 кг за три недели, бывало 19 кг, восстанавливали 12-15 кг за 36 часов. Но этому есть предел.
Организм не позволит каждый раз проделывать с собой такие вещи. Поэтому необходимо 12 недель. И не стоит переживать — за 36 часов восстановим столько, сколько необходимо.
Другой вопрос — сколько надо восстановить. Дело в том, что в процессе весогонки боец в определенном весе чувствует себя хорошо, и наша задача — ко дню поединка восстановить ему именно этот вес, чтобы не было лишнего “панциря”, который придется таскать на себе 15 или 25 минут.
— Есть ли какие-то ошибки, которые чаще всего встречаются в процессе сгонки веса?
— Для начала — ребята, пожалуйста, выбросьте, сожгите свои весогоночные костюмы! Ты закрываешь и перегреваешь свой организм. Я предпочитаю натуральные материалы — хлопок, х/б — это как система охлаждения в автомобиле: представьте, что вы заклеили радиатор и мотор перегревается. При перегреве все показатели двигателя падают — то же происходит и с человеком.
И передайте привет своим тренерам, которые в саунах на велосипедах вас гоняют. Задумайтесь просто, сравните то, что делают ваши тренеры, с тем, что делают серьезные западные специалисты. Мэтт Хьюм, Фирас Захаби тот же — есть специалисты, известные всему миру.
комментарии к новостям