Маршалл Савчук: “В России люди обязаны быть сильными”
2487 дней назад 0 комментариев
Почему россияне настолько суровые, как единоборства влияют на имидж Путина и Кадырова и каким образом наша культура проявилась в околофутболе – на эти и другие вопросы Маршалл Савчук ответил в интервью институту журналистики города Бордо, куда прибыл с семинаром по боевому самбо.
— Популярная практика боевого самбо берет свои истоки в развитии спорта и физической культуры в России, начавшемся вслед за произошедшей революцией в 1917 году. Как Вы считаете, в чем причина того, что спустя столетие боевые виды спорта до сих пор вызывают такой интерес в Вашей стране?
— Привлекательность боевых видов спорта для россиян неразрывно связана с нашей культурой. Боевые искусства, по сути своей, всегда базируются на образовании и культуре. Россия — огромная страна, и единоборства у нас развивались благодаря вкладу различных народов, из которых состоит население нашей страны. У каждого народа есть свое боевое искусство. Жители Юга России и некоторые народы Поволжья (татары, башкиры и другие) традиционно предпочитают борцовские схватки один на один. Это связано с наследием кочевых культур древности. Русская же традиция связана больше с боями «стенка на стенку»: противостояние нескольких человек на голых кулаках. В боях «стенка на стенку» доминирует ударная техника. Но когда соперник падает, бой останавливается. Правила регламентированы. Это развлечение и спорт, здесь не может быть места для проявления жестокости.
— Боевое Самбо развивалось в рядах Красной Армии. В наши дни оно также применяется силовыми структурами (ФСБ, полиция). Связано ли это с необходимостью защиты границы на протяжении российской истории?
— Не думаю. Во времена Российской империи уже существовали прописанные наставления для полиции. Это был «предок» самбо, такого, каким мы знаем его сегодня. Эти наставления были созданы для сил правопорядка и имели целью задержание преступника. Сегодня существует самбо боевое и самбо спортивное. Есть также третий тип, самбо прикладное для военнослужащих. Все они имеют отличия друг от друга, и каждое имеет свой собственный путь.
Прикладное самбо стоит немного в стороне, оно получило развитие в госструктурах. Харлампиев, Спиридонов и Ощепков являются тремя основателями самбо в том виде, который мы имеем на сегодняшний день. Данная дисциплина объединяет в себе техники нескольких различных боевых искусств. Первый спортивный чемпионат по боевому самбо был проведен в 1995 году. Это год рождения боевого самбо как спортивного искусства.
– Вне сферы спорта жестокость в среде футбольных болельщиков является данностью для нашего общества. Существует ли российская специфика в феномене «футбольного хулиганства»? Могут ли боевые виды спорта и вы, будучи тренером, каким-то образом направлять пороки общества?
– Самбо не имеет отношения к «футбольному хулиганству». Это движение, которое возникло именно в футбольной среде. Традиция боев «стенка на стенку» существует с момента основания нашего государства. Часть этой традиции проявилась в единоборствах, другая часть – в околофутболе. Околофутбол – это культурный феномен, имеющий статус «вне закона». При этом я тренировал нескольких известных в России представителей этой сферы и считаю их вполне нормальными, достойными людьми. Сегодня тенденция такова, что часть футбольных фанатов начинает втягиваться в мир боевого самбо/ММА. Для меня лично, боевой спорт не связан с жестокостью в российском обществе. У каждого человека свои амбиции: те, кто хотят быть плохими парнями, – остаются драться на улицах. Те, кто стремятся к социализации, – идут по пути боевых искусств. Общность одна — конкурентный дух.
– Такие политики, как Владимир Путин и Рамзан Кадыров, с удовольствием занимаются боевыми видами спорта и афишируют это. Что они хотят донести до общественности с помощью демонстрации своей силы?
– Образ политика, занимающегося единоборствами, это что-то более глубокое. Они таким образом обращаются к обществу с педагогическим подтекстом. Россия обладает огромной территорией, но плотность населения небольшая по отношению к ее площади. Люди часто оказываются один на один с собой и с трудностями из-за климата и влияния природы. Чтобы выжить в таком одиночестве, надо быть сильным человеком. Сила души и духа также необходимы.
Российские лидеры знают об этом. Через свои образы и имидж они демонстрируют такую силу. Люди следуют за ними. Они является ориентиром и примером. Боевой спорт – это способ воспитания характера. А характер необходим для противостояния трудностям. Без этих внутренних качеств мы не будем способны выжить. Занятия боевыми искусствами позволяют держать под контролем все наши негативные проявления. Мы обязаны быть сильными, но притом это также повод нас упрекать, поскольку русские из-за этого кажутся жестокими людьми.
– Правила проведения соревнований по ММА, принятые в России и США, запрещены во Франции и считаются у нас слишком жестокими. Есть ли у вас понимание такой критики?
– Правила проведения соревнований по ММА в России и США, являются отражением обществ этих стран. Развитие этого вида спорта в России было неизбежным, даже обязательным. Необходимо отметить, кстати, и французскую традицию. Франция сделала большой вклад в мир единоборств за счет греко-римской (французской) борьбы.
Французское общество стремительно развивалось, но встречало не так много угроз на протяжении последних десятилетий. Таким образом, не было необходимости развивать бойцовский характер у граждан. В России, наоборот, угроза существовала всегда: потребность быть сильными была ранее и есть сейчас. Мы помним свою историю, хоть в нынешнее время мы и живем в состоянии относительного мира. Русская пословица гласит: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». У каждой страны есть свое культурное наследие, и его необходимо принимать.
Интервью провели Антуан Белассен и Лоан Бенаати. Перевод и корректировка — Владимир Иванов.
комментарии к новостям