Халид Муртазалиев: “Надеюсь, когда-нибудь я выступлю в UFC”
2754 дня назад 1 комментарий
21 мая Халид Муртазалиев сразится за пояс чемпиона Fight Nights Global с Абусупияном Алихановым. В интервью журналу «Blood&Sweat» Халид рассказал о трудностях подготовки к титульному бою и о своих планах на будущее.
“Я люблю зарубиться”
— Совсем скоро вам предстоит драться за титул с Абусупияном Алихановым. Бой неоднократно переносили. Такие переносы сильно нарушили подготовку?
— Сначала бой намечался на конец марта, поэтому я готовился к этому сроку. После месячного сбора в Таиланде я вернулся в Москву, затем отправился в Дагестан, но бой перенесли на апрель, а затем и вовсе на май.
Причем изначально на 6-е мая, затем в Казахстане на 19-е, а потом на 21-е мая в Дагестане. Получается, что без перерыва я тренируюсь уже пять месяцев.
Конечно, переносы сбивают весь план. Честно говоря, я очень утомился. Никакого отдыха на протяжении такого времени…
— Чем объяснили многократные переносы боя?
— Причины особо никто не озвучивал. Просто сначала у лиги что-то не сходилось, потом Абусупиян в конце января подрался — нужно было ему отдохнуть.
— Зимой вы вместе с БК “Крепость” отправлялись на сборы в Таиланд. Это был первый этап подготовки к титульному бою?
— В январе впервые поехал в тайский АКА, где работал над ударной техникой. Были там и тренеры из Америки, которые ставили борцовскую технику, показывали, как работать у сетки… Но хочу отметить, что в Дагестане в плане борьбы намного лучше. Поэтому в Таиланде в основном работал над стойкой.
В АКА приезжают топовые бойцы со всего мира. Очень много спарринг-партнеров разного уровня. В этом большой плюс. Что же касается самих условий, то в Таиланде тренировки в удовольствие.
— Потому что климат благоприятный?
— Конечно. Да и дома обычно много отвлекающих факторов — знакомые хотят встретиться, постоянно телефонные звонки раздаются. А там ты полностью сконцентрирован на тренировках.
— В Таиланде вы пересекались с Илиром Латифи. Что-то почерпнули для себя от общения с ним и другими бойцами?
— Латифи дал мне несколько советов по поводу весогонки. А в плане работы старался взять от каждого бойца по чуть-чуть. Но скажу так — на спаррингах все рубятся. Не успеваешь что-то приметить (смеется). Поэтому набираешься опыта в процессе. А какие-то нюансы объясняют уже тренеры.
— Бойцы UFC часто на спаррингах работают жестко и не щадят своих партнеров. Не было ли опасений получиться травму?
— Обычно когда видишь, что твой партнер рубится, то и ты начинаешь делать то же самое. Я, признаться, люблю зарубиться. Если не щадишь себя на тренировке, то в бою бывает легче.
— С другой стороны, на тренировке вырубить могут как раз тебя самого…
— Без риска никуда!
— Заключительный этап подготовки проходит в «Горце». Почему там, а не в Eagles MMA, где тоже была возможность тренироваться?
— «Крепость» и Eagles ММА тренируются в Москве. К тому же мой соперник из Eagles. Было бы не совсем правильно тренироваться в одном зале, готовясь друг на друга. В «Горце» же борьба и ударная техника на уровне и спарринг-партнеров на мой вес много.
К тому же дома легче. В Москве у меня никого нет, а тут, в Дагестане, родители, которые помогают во многих бытовых моментах. Это позволяет сконцентрироваться на подготовке.
— Секундантами в титульном поединке будут тренеры «Горца»?
— Сухраб Магомедов будет секундантом у Анкалаева, так как бои у нас в один день. Скорее всего, секундировать мне будет Шамиль Алибатыров. Он улетел в Америку, но 15-го мая вернется.
— Живете вы в Москве, но на сборах часто бываете в Дагестане. Залы там лучше?
— Залы в Москве не особо уступают залам в Дагестане. Но в столице, как я сказал, тяжело в бытовых моментах. Да и суеты очень много. Одна только дорога до тренировки может отнять полдня. Поэтому мне сняли квартиру рядом с залом, чтобы не приходилось долго добираться.
— Большое количество турниров по ММА проходит именно в столице…
— Согласен. Но если говорить о спортсменах одного промоушена, то бой на бой не приходится. Могут назначить поединок где-нибудь очень далеко от Москвы, и уже нет выбора. Говорят дату и соперника, и ты готовишься и едешь, куда сказали.
“В пятом раунде могу показать больше, чем во втором”
— В одном из интервью вы говорили, что выстраивать тактику на бой нужно, когда уже изучил соперника. Не сомневаюсь, что Алиханова вы уже изучили. К тому же в прошлом вы уже пересекались в финале клубного чемпионата в 2015 году. Уже есть определенная тактика на бой или же предпочтете действовать по ситуации?
— Определенная тактика есть, но обычно любая тактика пропадает, если пропускаешь удар (смеется). Поэтому привык работать по ситуации.
— Наверняка бывали моменты, когда сильно «прилетало». Слышите в такие моменты секундантов? Критические ситуации в бою случались?
— Раньше практически не слышал, но с опытом все поменялось. Начал разбирать, что мне кричат.
Помню, как-то вышел на 93 кг. Меня отключили практически на 15 секунд, но я каким-то образом на автопилоте прошел в ноги сопернику, повалил его… Проснулся, когда был на удушающем, но, к счастью, успел выйти из него и добить соперника.
— Что это был за эксперимент с весовой категорией?
— Это был как раз клубный чемпионат — первый бой. На 93 кг в «Крепости» травмировался боец, а я как раз не хотел гонять вес. Поэтому с радостью согласился заменить товарища. Помню, как смотрел бои соперника — это был базовый борец, который вообще не бился в стойке. Но я его, видимо, недооценил. Вышел на бой расслабленным, с опущенными руками, и тут — бах! Прилетело! Пришлось работать по ситуации.
— Какая весовая категория Вам ближе?
— Организм растет. Я уже вешу больше 100 кг в период отдыха. Гонять на средний вес тяжело, поэтому после этого боя планирую перейти в полутяжелый дивизион.
— Согласны с мнением экспертов, что только к третьему раунду вы начинаете «раскачиваться»?
— Да я это и сам знаю. От раунда к раунду я только расхожусь. Выносливости хватает. Даже в зале на тренировках по физическим показателям это видно. Прогрессирую по ходу боя — в пятом раунде могу показать больше, чем во втором.
“Эмееву в России не с кем биться”
— Поражение в финале клубного чемпионата от Алиханова сильнее мотивирует на победу? Или за реваншами не гоняетесь?
— Сразу после поражения хотел реванша, но потом мы с Абусупияном подружились, начали общаться. Да и сейчас продолжаем общение. Поэтому нельзя говорить, что тот проигрыш не дает мне спокойно жить. Но раз выпал такой шанс, то, конечно, прошлое поражение будет меня мотивировать. Однако это на меня не давит, а, наоборот, заводит.
— Поединок состоится в Дагестане. Учитывая отношение публики к боям земляков, это хорошо или не очень?
— Я сам не сторонник драться с земляками, тем более у себя дома. Изначально ведь бой должен был состояться в Казахстане. Думаю, так даже для зрителей было бы лучше. Не хочется, чтобы были стычки.
— А они могут быть?
— Народ у нас горячий, но, надеюсь, что этого не случится. Это спорт. И бой с Абусупияном — это лишь мое с ним дело. После поединка мы пожмем друг другу руки и обнимемся. Думаю, что в этом противостоянии трилогии уже не будет.
— Если бы вам для поединка предложили выбрать средневеса, выступающего в России, кого бы выбрали?
— Я хочу драться с лучшими. Из тех, с кем бы хотел встретиться, это Василевский, Шлеменко, Токов. С земляками точно боя не хочу. Рамазан Эмеев уже доказал, что ему в России не с кем биться — пора в UFC. Остался только Шлеменко. Однако там что-то не срослось с боем.
— Следите за UFC?
— Да. Каждый из бойцов хочет попасть в UFC. Это же сильнейшая лига! Надеюсь, когда-нибудь я тоже попробую свои силы там.
— Даже учитывая политику организации делать денежные бои и, зачастую необоснованно, не давать титульного боя тем, кто этого заслуживает?
— Если вы про Ромеро, то с ним поступили не совсем справедливо. Это возрастной боец, который побил почти всех топов и дошел до титульного боя, но не получил его. Однако в целом все денежные нюансы вращаются вокруг легкого веса, где Конор. А в других дивизионах кто доходит до титула, тот и дерется. Шансы равны.
“Сразу после боя поеду за дипломом”
— Вернемся к вашему бою. В Дагестане много болельщиков будет вас поддерживать?
— Да, приедут многие. В Дагестане я ни разу не дрался. И ни один из нас не дрался 5 раундов по 5 минут. Для нас с Абусупияном это будет новый опыт.
— Легко драться при своих родных и друзьях?
— Вот что не люблю, так это когда родители приходят на бои. За все это время единственный раз мой отец пришел на бой, и я тогда проиграл. С тех пор прошу родных не приходить на мои поединки (смеется). Ну а так я стараюсь не обращать внимания на зрителей и суету вокруг боя.
— Кто ваш самый большой ваш болельщик?
— Отец, наверное.
— В семье вы — единственный профессиональный спортсмен. Ваши занятия единоборствами одобряли?
— Мать не одобряла. Просила даже оставить карьеру, но сейчас смирилась. Не отговаривает, но и не приветствует мой выбор.
— Читала, что в единоборствах вы с 15 лет — до этого чем занимались?
— Футболом, каратэ, ушу-саньда, немного вольной борьбой. Всем по чуть-чуть. В 17 лет приехал учиться в Ростов и до 19 лет вообще не выступал. Потом Магомед Шихшабеков открыл там зал, и я начал ходить к нему на занятия просто для себя. Однако стало хорошо получаться и пошло-поехало.
— При постоянных тренировках и сборах удается просто отдохнуть?
— За эти пять месяцев я так «наелся» уже… Такой длительной подготовки никогда не было. Вредно это для организма. Уже несколько месяцев держу строжайший режим, при котором даже с друзьями не удается пообщаться нормально. Будто стеной от мира отгородился. Хочется уже поскорее подраться. Для нас с Алихановым это самый важный бой в карьере, и мы должны подойти к нему в лучшей форме.
— Вы — молодой боец. Для профессионального спортсмена важно образование?
— Очень важно. Высшее образование следует иметь каждому человеку: спортсмен это или нет. Может случиться травма, и что тогда? Нужно как-то содержать семью. Без диплома сегодня никуда.
— Где вы учитесь?
— Учусь в Ростове на юридическом факультете. В этом году заканчиваю. Сразу после боя поеду за дипломом.
— В будущем хотели бы работать в спорте? Тренером, например?
— Тренерство — совсем не мое. По крайней мере, сейчас такого желания нет. Это же постоянные поездки, нервы, переживания. Так же, как и у спортсмена, только еще и план тренировочный нужно продумывать… Мне лучше утром уйти на работу, вечером вернуться к семье. Или вовсе открыть свое дело и уделять больше времени родным. В этом году хочу жениться, если даст Всевышний.
Интервью: Юлия Воробьева
комментарии к новостям
Правдоголос
Кто-то говорил мне, что это достойный боец, надо посмотреть бои его.