Восстание бойцовского класса! Истоки идеи создания профсоюза бойцов ММА
3004 дня назад 0 комментариев
Недавно было объявлено о создании профсоюза бойцов, а затем Дэйна Уайт пообещал грандиозные изменения в промоушене, о которых объявят в течение 3-х месяцев. Blood&Sweat пытается разобраться в вопросе и понять, кому и зачем все это нужно.
Деньги на бочку
Главная причина появления профсоюза бойцов – это деньги. Началось все с того, что на UFC подали в суд, обвинив в заниженных зарплатах и в монополии. В авангарде были неугодные Джон Фитч и Нэйт Куорри и, судя по всему, какие-то влиятельные силы. Потому что в целях самообороны братья Фертитта сразу наняли контору, которая ведет дела Дональда Трампа, а это значит, что угроза серьезная и для защиты нужны большие деньги. Плюс ко всему иск оценивается в миллиард долларов.
Одним из камней преткновения в этой ситуации является то, что спортивные результаты не влияют на гонорары или имеют очень маленькое влияние. Возьмем нашумевший турнир UFC 200: Брок Леснар после перерыва в 5 лет и двух поражений подряд все равно получает $2,5 млн. На этом же турнире бился Ти Джей Диллашоу, который еще недавно был чемпионом UFC. Он получил за бой всего $60,000, и это с бонусом за победу и выплатами от Reebok.
Перебей хоть весь дивизион, но если ты серая мышь, то будешь получать копейки. И, судя по всему, в последнее время это стало переломным моментом для всех бойцов, иначе не объяснишь поток интервью, где чемпионы разглагольствуют на тему, что им нужны денежные бои, а не эти ваши претенденты. Смотришь на это все и думаешь: вроде же был нормальный боец, а потом его укусил Конор.
Недовольны бойцы были и сделкой промоушена с Reebok. После этого соглашения спортсмены лишились права рекламировать различные компании на своей спортивной экипировке на всех официальных мероприятиях UFC. Сразу же начался гул недовольных о потере больших денег от спонсорства. Reebok предполагает четкую градацию выплат, на это влияет количество проведенных боев в октагоне, а также статус бойца. Например, чемпионы получают по 40,000 долларов, но каким бы крутым и популярным ты ни был, если тебе не предложат эксклюзивный контракт и у тебя в UFC от 1 до 5 боев, то дадут всего $2,500.
Поэтому появилась тенденция: свободные агенты теперь с удовольствием рассматривают варианты других организаций. Бенсон Хендерсон, который был чемпионом UFC, проведя в организации 14 поединков, сказал, что выиграл от перехода в Bellator, хотя компания-конкурент платит ему не такие уж запредельные гонорары – $75,000 без бонуса за победу. В бою против Андрея Корешкова у него был только один спонсор, но даже так он получил больше, чем от Reebok в UFC. За длинным долларом в Bellator отправился и топовый боец Рори Макдональд.
Причем на маленькие деньги временами жалуются и звезды организации, например, Рэмпейдж Джексон и Вандерлей Силва. И только фанаты пускают скупую слезу и жалеют заслуженных ветеранов, как слово берет Дэйна Уайт, доставая свою бухгалтерскую книгу. По его словам, Рэмпейдж с 2007 по 2012 годы заработал в промоушене $15,2 млн, а Вандерлей Силва с 2007 по 2013 годы сделал почти $10 млн. И, видимо, это правда, раз бойцы не смогли опровергнуть эти цифры.
Получается, что находясь внутри организации и видя, какие там крутятся суммы, спортсмены прибывают в уверенности, что им недоплачивают. Так думают даже звезды. Бучу с иском начали неугодные промоушену бойцы, но с недавних пор ропот раздается уже непосредственно в UFC. За организацию профсоюза высказались не последние в UFC люди: Жозе Алдо и Марк Хант, а также бывший чемпион Бенсон Хендерсон. И вот в августе появилась новость, что подобная организация будет и за ее создание взялись компетентные люди.
Мистер Муллин и всепроникающий дух Мохаммеда Али
Создание новой организации было анонсировано как-то коряво. Не было пресс-конференции, интервью или подробного пресс-релиза. Называться все это дело будет PFA (Ассоциация профессиональных бойцов) и в ее рядах будут опытные люди из мира спорта. В этой новости как-то затерялось имя конгрессмена Марквейна Муллина, хотя именно он лоббирует тему создания подобного профсоюза.
Сам конгрессмен – бывший боец ММА, правда, у него всего 3 боя, но все они закончились досрочными победами. Выступал он в организации XFL в 2006-2007 годах. Он говорит о том, что хочет помочь бойцам, так как сам был в их шкуре и знает, что их права соблюдаются не всегда.
Муллин проводит параллели с боксом и ссылается на закон Мохаммеда Али. Этот закон принят на законодательном уровне в 2010 году. Его задача не допустить договорные матчи и давление на бойцов со стороны промоутеров. Красной нитью в законе проходит пункт, согласно которому промоутеры и организаторы боев не имеют права составлять рейтинги бойцов, то есть по его правилам UFC не может делать свой рейтинг и на его основании проводить поединки. Все это должны делать независимые структуры. Короче говоря, на спортсменов должно быть как можно меньше заинтересованного давления и им должны хорошо платить.
Правда, как это все будет работать в ММА, пока не до конца представляет и сам конгрессмен. Во всяком случае, в интервью западным СМИ он не смог точно описать все механизмы. Он согласился с тем, что в боксе закон Мохаммеда Али работает редко, но было несколько бойцов, которые его использовали в суде, чтобы отстоять свои права. Фамилии он не назвал, но понятно, что это не супер звезды. Плюс ко всему, он не исключил, что будет единый рейтинг бойцов ММА и будут поединки между, например, чемпионами UFC и Bellator.
Пока такое очень сложно представить, но, видимо, для обсуждения этих моментов в профсоюз и были приглашены эксперты из разных видов спорта. Им нужно будет связать в единое целое многое, в том числе и интересы владельцев организаций. В любом случае затевается нечто необычное и масштабное.
Большой спорт и продажа UFC
Дэйна Уайт пока никак не отреагировал на появление ассоциации бойцов, но сказал, что промоушен ждут грандиозные изменения, о которых сообщат в течение 3-х месяцев. В этом послании он подчеркнул, что организация движется по пути создания большого спорта, в котором будут щедро вознаграждены и спорсмены. Из этих слов лично я делаю вывод, что он сам тоже принимает участие в становлении PFA или, по крайней мере, с ним консультируются.
Стоит обратить внимание на то, что вся эта тема начала сильно раскручиваться в момент продажи UFC. В данный момент так и непонятно, почему братья Фертитта продали организацию. Вариантов не так уж и много. Им дали большие деньги и они посчитали, что проще получить их так, чем вкладывать свои ресурсы и нервы в дальнейшее развитие организации? Или, может быть, UFC подошел к такому моменту истории, когда надо было менять подход к управлению, а владельцам этого не хотелось делать?
За последний вариант говорит тот факт, что в 2015 году промоушен принес рекордную прибыль в $600 млн. Это произошло благодаря продажам PPV, то есть бойцы продают бои, но жалуются, что им мало платят и все чаще требуют увеличения зарплаты. Возможно, братья Фертитта посчитали, что если больше платить работникам, то не получится увеличивать прибыль. Проще получить хорошие деньги, а новую бизнес-модель пусть строят другие, у кого больше свободных средств.
Именно в момент продажи разразились допинг-скандалы, контроль над USADA ослаб и посыпались ранее неприкасаемые американские топы: Фрэнк Мир, Чэд Мендес, Джон Джонс и Брок Леснар. В это же время о профсоюзе заговорили действующие бойцы организации, то есть повеял ветер перемен.
Плюс ко всему, в этом году UFC будет в Нью-Йорке, ради этого были потрачены миллионы долларов на лоббирование в конгрессе, и как только этого все же достигли, сразу продажа? Думаю, за разрешением проведения боев в Нью-Йорке тоже встали требования существенных изменений.
Если подобные изменения Фертитта считали неприемлемыми, то неувядающий Дэйна Уайт вполне может смириться с ними, будучи нанятым в качестве топ-менеджера с небольшой долей в компании и хорошей годовой зарплатой. Плюс, по слухам от продажи UFC он сам получил более $300 млн, чем раздосадовал Канга Ли, который сказал, что Дэйна не должен зарабатывать в разы больше бойцов.
Локаут в рукаве
Чем же профсоюз сможет помочь бойцам? Какие меры принять в его силах против нерадивых промоутеров? Оглядываясь на другие виды спорта и профессиональные лиги НХЛ, НБА и НФЛ можно сказать, что они решают проблемы от стирки формы до уровня зарплат и претендуют на проценты от прибыли организации в целом. Все, кто следят за спортом, знают, что случались так называемые локауты. Это происходило, когда лига и профсоюз не могли договориться о том, сколько кто кому должен, и поэтому сезон просто не начинался. В такие моменты, например, хоккеист Александр Семин играл в красноярском Соколе, а Александр Овечкин возвращался в московское Динамо.
Более того, профсоюзы решают и более насущные вопросы спортсменов. Например, они могут оспорить дисквалификацию игрока, если усмотрят в ней какое-то нарушение. Проталкивают вопросы пенсионного обеспечения после завершения карьеры и даже нанимают специалистов, которые защищают аккаунты игроков в социальных сетях. Последнее случилось после того, как взломали аккаунты футболиста Лэрэми Тансила и повесили видео, где он курит травку в противогазе.
Бойцовский профсоюз будет работать по-другому, нежели вышеописанные ассоциации. Ведь смешанные единоборства – индивидуальный вид спорта. Профсоюз, безусловно, встал бы на защиту Марка Ханта, который дрался с нахимиченным Броком Леснаром. Наверняка были бы требования возместить Ханту такой риск в денежном эквиваленте. Но в тоже время, профсоюз поддерживал бы и Брока Леснара, так как он тоже боец. Непонятно, как будут разруливаться подобные ситуации.
Наверняка профсоюзу трудно будет работать и с судьями. Ведь если, к примеру, Андерсон Силва будет требовать пересмотра результата боя с Майклом Биспингом, то нужно будет защищать и англичанина, у которого будут отбирать победу.
Важный момент, в котором нет противоречий – это работа с контрактами бойцов. Пока получается так, что бойцов могут просто выкинуть из организации. Видимо, нигде не регламентировано, по каким параметрам человека можно уволить. Кто-то проигрывает и продолжает драться, а кого-то, как Джейка Элленбергера, решают уволить, и он вынужден выпрашивать еще один шанс. С профсоюзом так просто уволить бойца не получится.
Непонятно, на какой территории будет работать эта ассоциация. Только США или весь мир? Только UFC или все организации, проводящие турниры по правилам ММА? Например, может ли пожаловаться в ассоциацию какой-нибудь российский боец, которому недоплатили деньги. Вопросов масса.
Но, думаю, пока что основа этого восстания – это финансовая сторона. Бойцы хотят, чтобы им платили хорошие деньги, их защитники хотят тоже что-то с этого получить, в перспективе все хотят, чтобы бойцовская лига стала больше зарабатывать, а участники действа могли рассчитывать на процент с этого. Что будет в результате – покажет время.
Россия vs. остальной мир
Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире ММА, но непонятно, как будет действовать местное отделение подобного профсоюза. Ведь в некоторых случаях организации придется войти в клинч с теми, благодаря кому этот спорт в России развивается.
Например, смог бы подобный профсоюз вступиться за бойца лиги ACB Велимурада Алхасова, которого обвинили в симуляции сотрясения мозга? Ведь такое решение принял всемогущий Майрбек Хасиев и нужно было бы конфликтовать непосредственно с ним.
Другой острой темой может стать вопрос денег. В редакции Blood&Sweat знают о случаях, когда некоторые промоутеры откровенно кидают бойцов на деньги. Речь, конечно, идет, об организациях второго эшелона, но все-таки. Эти люди будут кричать о том, что развивают спорт в регионах, а на них бочку катят. Поэтому подобный профсоюз на первых порах, скорее всего, может просто помогать бойцам заключать контракты с промоутерами и спонсорами, то есть защищать их права до боя, страхуя от незапланированных потерь.
Автор: Тимур Слободин
комментарии к новостям